Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О. Афанасий Митиленеос, Из жития святой Марии Египетской: Сокрушение и слезы (Неделя пятая Великого поста)

π. Αθανάσιος Μυτιληναίος, Από τον βίο της οσίας Μαρίας της Αιγυπτίας: Η κατάνυξις και τα δάκρυα (Κυριακή Ε΄ Νηστειών)

 

 

Расшифровка магнитозаписи речи блаженного старца Афанасия Митилинеоса на эту тему:

 

«ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОЙ МАТЕРИ ЕГИПЕТСКОЙ:

УМИЛЕНИЕ И СЛЕЗЫ»

 

  [произнесено в Святом монастыре Комнинов Ларисы 8 апреля 1984 г.] [ B 111 ]

 

Преподобные Мария Египетская и Зосима Палестинский

 

     Наша Церковь, дорогие мои, посвятила Пятое воскресенье Великого поста святой Марии Египетской. Это не день ее памяти. День ее памяти 1 апреля. Но Церковь помещает его, как и воспоминания других святых, в предыдущие воскресенья, о св. Григории Паламе, о св. Иоанне Лествичнике, у нее есть неделя поклонение Кресту и неделя Православия именно потому, что она тем самым хочет на что-то указать, что-то подчеркнуть, выделить. И Церковь хочет указать на следующее: жизнь нашей святой матери Марии Египетской была преисполненной многого подвига. Однако плоды ее покаяния и слез привели ее в Царство Божие, и она стала святой. Поэтому наша Церковь хочет этим сказать: «Не разочаровывайтесь. Великий пост – это гимнастический ров, это стадион, это поле состязаний. Боритесь, кайтесь, стремитесь плачьте, и вы будете прощены, и вы не только будете прощены, но и освятитесь. Вы не только будете освящены, но и оправданы. Другими словами, вы будете признаны возлюбленными детьми Бога, живущими вместе с Ним в вечности».

 

      Действительно, дорогие, если вы зададите вопрос, что именно заставило святую Марию покаяться, то это вот что: При жизни - она жила во времена правления императора Юстиниана Великого, в VI веке - она была в Египте, была развратно, она прожила много лет во грехе и однажды со своими друзьями, своими любовниками, приехала в Иерусалим и она на поклонение. Так же, как мы видим сегодня, дорогие, на выносе святой Плащаницы, например, молодые люди идут со своими подругами, подругами-блудницам конечно, подругами безнравственными, с плохим значением слова «подруги», они идут, смотрят Плащаницу, ходят на Крестный ход, ходят на праздники, в крестные ходы со святыми иконами и т. д. и т. д. Это дне должно быть для вас странным, это преувеличение христиан, живущих непоследовательностью. Потому что, если бы им пришлось немного подумать, им пришлось бы сказать: «Что я сейчас творю? Чему я следую? За чем я следую? За Плащаницей Христа? А рядом со мной моя девушка, мой друг, и я грешу?» Это немыслимая реалия.

 

     Так же начинала и святая Мария. Она отправилась со своими любовниками в Иерусалим на поклонение. Это был день Воздвижения Креста Господня, 14 сентября. Она хотела войти в храм, но невидимая рука прижала ее к двери, и она не смогла войти. Он пыталась несколько раз это сделать, оказалось – это невозможно. Он пытается вновь, невозможно! Она осознала. Он начала приходить в себя. «Я грешница! Я блудница! Моя Пресвятая Дева, - говорит она, - помоги мне войти, и я оставлю свою развратную жизнь». И как только она это сказала, он пришла в умиление. Слезы выступили у нее на глазах, и тогда невидимая рука перестала ей препятствовать. Она вошла в храм, поклонилась Кресту. Затем она вышел на улицу, когда Литургия закончилась, и исчезла. Она перешла Иордан и там, в пустыне Иорданской, дорогие мои, она там вела подвижническую жизнь перед очами одного только Бога целые 41 год. И вот однажды там, в конце ее жизни, проходил святой Зосима, священник, которому она рассказала свое житие, он ее причастил тайн Христовых ее и сказала она ему: «Приди и причасти меня тайн Христовых через год». Но в тот самый день, когда святая Мария причастилась, она предвидела свою кончину, она умерла. Зосима нашел ее останки и через год похоронил их.

 

     Вот что демонстрирует в этот день наша Церковь. Это большое дело, дорогие. Что было предварительным условием ее спасения? Умиление и слезы. Действительно, святитель Симеон Новый Богослов говорит, что его старец, святой Симеон Благоговейный говорил: «Никогда не причащайтесь, если не пролили слез». Это весьма велико, то, что человек должен с умилением, сокрушением приближаться к Богу. Умиление — это отправная точка для приближения к Богу, но это также, если хотите, и плод. Слёзы это некий плод умиления, сокрушения.

 

     На самом деле, мы бы сказали, что умиление... - Что на самом деле означает умиление? Мы говорим это много раз, мы считаем. Что умиление это некий малый свет, некое пространство, окружающая среда, которая подчиняет. Мы говорим: «Этот храм преисполнен умиления, этот храм умилителен» или: «умилительная Божественная литургия» или: «умилительное, трогательное пение певцов». Что все это на самом деле означает? Я не знаю, приблизились ли они к реальности. «Умиляюсь-Κατανύσσω» будет означать κατά+νύττω, νύσσω (жалить, пронизывать, прокалывать весьма). Он скажет:  «Νύττω» он скажет, что это «пронзать» Так что я можно было бы сказать, что чрезмерно прокалывать это чрезмерно пронизывать. То это невероятное пронизывание сердца. Другими словами, когда сердце пронзено. Пронзенное чем? От чего-то. Это нечто, что пронзит его, причинит ему рану. И эта рана вызовет слезы. Это было бы умилением. Пронзение и ранение сердца приводит к слезам.

Таким образом, отправной точкой интуитивно-духовной жизни, дорогие мои, является умиление, сокрушение. А ее плод, как я вам говорил, это слезы. Действительно, я сам свидетель здесь и там таких душ, что никто не видит, что благодать Божия уже посетила сердца этих людей, и они уже утешены. И человек видит, как это происходит на их лицах, потому что в их сердце, в их душе уже произошла перемена. И это изменение есть «изменение от десницы Всевышнего». Когда десница Божия низводится на душу и душа воспламеняется, то она умиляется. Потом приходят слезы. И когда человек видит это в душе, тогда он говорит: «Эта душа покаялась». Оно возвращается ощутимо. То есть по совести. Она понимает, она чувствует. Поверьте, дорогие мои, я не знаю, страшна ли причина, которую я собираюсь сказать, я боюсь, что из ста людей, которые каются, только один начинает с сокрушения. Очень многие люди, холодные приходят покаяться и холодными уходят... Это как кастрюля, которую мы ставим на огонь, но под ним ней огня. И никакой готовки быть не может. Точно так же, когда нет божественного огня, так сказать, ранения, не может быть и духовной жизни. Это невозможно.

 

      Вот почему мы видим, что наши христиане, хотя они начали или начинают исповедоваться, причащаться и ходить в Церковь, на самом деле являются путешествующими холодильниками. И это ужасно... Вот почему они готовы во всяком случае  случающегося искушения отказаться от своей духовной жизни, потому что, наконец, все это они не смогли оценить.... Никогда не оставишь то, что не оценил добрым образом. Вы не отказываетесь от ребенка, которого родили. Почему бы тебе не отказаться от него? Почему тебе было больно? И духовную жизнь, в которую вы вошли через духовное рождение, от душевной боли, от раны сердечной, не оставишь. Потому что это просто причинило вам боль. Вы вышли на духовный труд. Святой Григорий Нисский говорит нечто чудесное: «Бог Отец — стрелец, Сын — стрела. И Бог Отец стреляет в человеческие сердца из Своего лука, метая стрелу «Иисус Христос». А когда сердце съедено, ранено, тогда... ох, тогда...! Быть раненым стрелой, то есть Иисусом Христом, дорогие мои, это другое дело. Это действительно другое дело…

 

      Вспомните апостола Петра, когда он отрекся от Христа. Она с легкостью отрекся от Него. Как с некоторой легкостью Он сказал Ему, что не отречется от Него. И как только Петр отрекся от Него, Господь оказался в нескольких метрах от него, как ответчик. Тогда Петр отрекается от Него, петух кричит, и Господь поворачивается и смотрит на Петра. Посмотрите; только повернитесь и посмотрите на Него. Ох, эти глаза! О, эти глаза были стрелой. С центром, целью, в сердце Петра. Оно было настолько ранено, что он тотчас же вышел на улицу, как повествует нам Святое Евангелие, и горько заплакал.

 

     Вспомни также ту блудницу, когда Господь пришел в дом некоего фарисея, по имени Симон, и она вошла и со слезами омыла Ему ноги, со слезами. Почему? Потому что она умилилась присутствием Господа, ощущая свою греховную жизнь. Поэтому Господь сказал... стоит сказать, Симону, который говорит ему: "Не скажи мне, Симон, спросить тебя о чём-то - Потому что сам он опечалился и сказал... "Если бы он был пророк» — даже пророк не назвал бы его у Симона; у него был только учитель: «он должен знать, кто она теперь, когда она моет ему ноги, и он должен дать ей пинка и не одобрять ее». - «Симон, я расскажу тебе одну историю. Два человека задолжали деньги хозяину. Один должен был 50, а другой 500. Однако, поскольку ни тому, ни другому нечего было дать, он простил им обоим эту сумму. Скажи мне, кто из двоих будет более благодарен? «Ну, видимо, — говорит он, — тот, кому была вручена самая большая сумма, 500 монет». - «Ну, она здесь теперь, когда ей дали 500 монет. Это прощенная блудница. Вот почему она плачет. Бедный, страдающий, тебе 50 лет. Твои грехи прощены, но ты не имеешь смысла, ты не имеешь смысла…». Это потрясающе!

Помните еще, мои возлюбленные, множество людей в день Пятидесятницы. Когда апостол Петр вышел во внешнюю часть горницы сказать, что то, что они слышат и видят, это нисхождение Святого Духа, пришедшего засвидетельствовать, что Иисус не был преступником, он не был тем, кто вводит народ в заблуждение, он не был ложным мессией. Небеса приходят, чтобы дать Свое свидетельство о Нем. Потому что, если Иисус был лжецом и лжехристом, то как же пришла Пятидесятница? Так сказал Христос. «Я отхожу и пошлю Святого Духа». Потому что Он Сам сказал: «Ты увидишь Меня преступником, простолюдином, но Он, Утешитель, Дух Святой, будет свидетельствовать о Мне, Кто Я есть». Свидетельство о том, кем является Иисус Христос, – это Пятидесятница. И апостол Петр вышел во внешнюю комнату; именно это он и говорил им. И толпа, собравшаяся, жаловалась, сердце его было ранено. «И слышавшие, — говорит священный текст, — возмутились в сердце своем». Они были ранены в сердце. И они сказали: «Братья, что нам делать, чтобы спастись?»

 

      Однако, как видите, вопрос подчинения – дело Божие. Дело десницы Всевышнего. Но это не только Божья работа. Это также и дело доброй воли. Если у человека нет доброй воли, тогда Бог ничего не сможет сделать. Именно потому, что перед Ним стоит вопрос выбора, то есть свободы. И видите, даже Сам Бог не вмешивается в человеческое сердце, если сам человек не открывается. Что там говорится в книге Откровения? «Се, стою у двери и стучу». «Да, я стоял у двери и стучал». Что значит «стучать»? Мне больно, мне становится больно. «Но, но, если кто услышит мой голос, то откроется мне. Если он не услышит моего голоса, то, несомненно, он мне не откроется».

 

     Святой Ефрем Сирин говорит нечто действительно чудесное, вслушайтесь. Мы проявим внимание к этим словам: «Поскольку Бог любит всех нас и хочет, чтобы мы все спаслись, тогда Его Благодать приходит и летает над нашими сердцами. Летает над нами. Сердце нечисто, оно полно страстей. Затем он выпускает стрелу. Она приходит и пронзает сердце, немного. И это создает некое умиление, но, возможно, без нашей доброй воли. Ничего. Мы грешные люди. Итак, Бог немного ранит сердце. Через проповедь, из окружения, из речи, из происшествия, из ситуации. И сердце уязвлено, то есть пронзается, и тогда оно чувствует сладость. И Бог дает некий знак и говорит тебе: «Вот что ты почувствуешь, когда очистишь свое сердце. Теперь я выпустил стрелу и ухожу. Я убираю стрелу. Вы, если хотите, проявите ваше расположение и выбор, и тогда вы создадите условия и ситуации, в которых вы будете испытывать постоянную сладость». То есть, другими словами, Он дает нам знак. Знак Его собственной любви и Его собственного присутствия. В чем же далее заключается наше собственное дело? Нам необходимо очистить сердце.

 

     Но давайте скажем несколько слов, мои дорогие, и сквозь слезы. Св. Иоанн Лествичник говорит в своей 7-й беседе: «Слово о слезах говорится много и разнообразно (что слезы, говорит он, создаются от разных причин); я говорю,  о слезах от естества (есть человек, у которого слезы легко появляются по природе, это расслабление нервной системы, что бывает многократно и малейшим), от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, (похвалы – когда человека хвалят, тотчас же он умиляется и плачет, когда его хвалят, превозносят, дают; медаль, он рвет, плачет)-, от тщеславия (может плакать), от блудной страсти (может плакать), от любви (может плакать), от покаяния, от памяти о смерти (когда он вспоминает смерть. (Не в пассивном смысле. Но в том смысле, что: «Что я делаю? Что я творю? Я поступаю несправедливо, грешу, как будто живу в этой жизни веками... Что я делаю?»). Есть память о смерти, плодотворная память о смерти) и многие другие», — говорит святитель Иоанн.[1]

Видите ли, есть много причин для слез. Но какие из них законны? Какие из них очистят сердце, состояние? Те, которые действительно дадут мне духовность? Есть три случая. Это слезы покаяния, слезы воспоминания о смерти и слезы любви Божией. А слезы покаяния, дорогие мои, — это те слезы, которые проливаешь, когда осознаешь свое ужасное состояние. Что он был грешником. Иоанну Лествичнику достаточно сказать смелое слово. Он сам так говорит. Он говорит: «Это смелое заявление, но так оно и есть. Что слезы – это второе крещение!» Потому что крещением крещенской водой мы очищаемся от скверны греха. И слезами мы очищаемся от скверны, зла греха.

 

      Но есть и слезы от плача, скорби по Богу, от памяти смертной. Когда человек видит свои грехи и оплакивает себя и рыдает. Если кто-нибудь увидит такого человека, он скажет, что он несчастен, что он меланхолик. Он вовсе не счастлив.. Он счастлив. Возлюбленный, можешь ли ты представить себе, что за плачем по Богу скрывается счастье, мир Божий? Если бы вы знали, что когда человек видит свои грехи и плачет и скорбит о них, он имеет неизреченный мир, мир Божий... Понимаете ли вы это? Тот, у кого нет вкуса к таким состояниям, думает, что этот человек может быть несчастен. Но это обнадеживающее воспоминание о смерти. Итак, обратите внимание на это. Что говорит старец Силуан: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Что значит «Держи свой ум в аду»? Потому что на данный момент ад — это место мучающихся в аду душ. Пока Христос не придет снова и не произойдет воскресение мертвых. Ад – это предвкушение мук ада. Не адских мук. Предвкушение адских мук. «Итак храни свой ум во аде, — скажет он, — храни свой ум там, в месте наказаний и мучений». Сказать: «Я не спасусь». Это большое дело. Вы плачете и оплакиваете свои грехи. «Я не спасусь. Я очень грешен…».

 

      Обратите внимание: некоторые лицемерно говорят: «Я не спасусь». В глубине души они этому не верят. Пусть поверят: «Я не спасусь». И в то же время не терять надежды, что он спасется. Ибо если он оплакивает свои грехи и теряет надежду на свое спасение, то действительно он несчастен. Тогда он действительно рискует даже заболеть психическим заболеванием. А кто плачет, тот имеет плач по Богу, но есть надежда на спасение, тогда он блажен. Так говорит Господь в Заповедях блаженства: «Блаженни плачущие, яко тии утешатся». Вы видети?  Он утешает плачущих. Конечно, это не значит, что ваши родственники умрут, что вы потеряете свое имущество. Он этого не говорит. Господь имеет в виду не это. Но это значит оплакивать свое греховное состояние. Тогда вы, несомненно, обретете покой. Видите? Методы, противоречащие тем методам, которые рекомендованы миром. Что предлагают люди? «Выбросьте все из головы, веселитесь, пируйте, ничего не оставляйте непроверенным! И вы увидите, сколько радости вы получите!» Там вы получите депрессию и отсутствие покоя... Видите методы? Противоположности! Методы Бога противоположны методам мира. Это совершенно противоположные вещи!

И, наконец, слезы любви по Богу. Кто любит Бога, тот любит и Его творения. И люди, и птицы, и растения, и камни. Он любит все. Потому что все они — творения Бога и отражают Его мудрость, Его любовь и Его божественную силу. Итак, тот, кто действительно полюбил Бога, — это другое дело. Св. Иоанн Златоуст даже говорит: «Смотри, когда ты грехом оскорбляешь Бога, сожалей; не потому, что ты будешь наказан, но потому, что ты лишился Бога». Это может сказать только тот, кто любит Бога. Когда он действительно любит Бога. И далее, как говорит святой Исаак Сирин в одной из своих благочестивых речей: «И когда человек имеет это созерцание творения («θεορία», то есть видение творения), и из памяти об этих творениях и из своего созерцания (видением их) ), из его глаз текут потоки слез! И именно эта любовь невыразима. Невыразимая любовь. Любовь к Богу и Его творениям. Она обновляет человека, делает его Человеком с большой буквы.

 

      Если бы мы увидели прототип человека, что это за модель человека? Проецируемые в Истории и различных социальных и философских системах модели людей. Мы бы сказали: Вот модель человека: Истинный человек, имеющий благодать Божию и любовь Божию, любовь ко всему творению и являющийся истинным раем...

 

     Дорогие мои, Церковь установила сегодня память святой Марии Египетской, чтобы сказать нам, что печаль, умиление и слезы являются отправной точкой нашей духовной жизни.

 

            ВО СЛАВУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ БОГА НАШЕГО

 

© перевод интернет-содружеством «Православный Апологет»2024

Источник:http://aktines.blogspot.com/2023/04/blog-post_1.html

 

[1] В русской переводе в издании Троице-Сергиевой Лавры Слово 7 . О радостотворном плаче., с.115., п. 32



Подписка на новости

Последние обновления

События