Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Спасительный (сотериологический)

характер

празднования Пасхи

 

 

СВЯЩЕННАЯ МИТРОПОЛИЯ ПИРЕЯ

ОТДЕЛ ПО СЕКТАМ И ПАРАРЕЛИГИЯМ

В Пирее 12 мая 2016 г.

ПОЧЕМУ ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ С ПАПИСТАМИ В ЭТОМ ГОДУ БЫЛО ТАКИМ РАЗНЫМ!

 

ΙΕΡΑ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΣ ΠΕΙΡΑΙΩΣ

ΓΡΑΦΕΙΟ ΕΠΙ ΤΩΝ ΑΙΡΕΣΕΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΠΑΡΑΘΡΗΣΚΕΙΩΝ

Εν Πειραιεί τη 27η Απριλίου 2017

Ο ΣΩΤΗΡΙΟΛΟΓΙΚΟΣ ΧΑΡΑΚΤΗΡΑΣ ΤΟΥ ΕΟΡΤΑΣΜΟΥ ΤΟΥ ΠΑΣΧΑ

 

(Ответ на заявление греческих римо-католиков)

 

   

     Одной из крупнейших экклезиологических и эортологических (проблемы и вопросы установления праздников в Церкви, раздел богословия – эортология, об истории, возникновении и развитии праздников в Церкви – примеч. переводчика) проблем, возникших в древней Церкви на протяжении первых трех столетий ее истории, была проблема совместного празднования Пасхи. В этот период не было общего единообразия во всех поместных церквях относительно точной даты в праздновании Пасхи. Фактически, во II веке это несоответствие приняло серьезные масштабы, что привело к ссоре – спору между Малоазиатскими и Римской церквями во времена епископа Смирнского святителя Поликарпа (около 168 г. н. э.) и Папы Римского Аникиты (155–166 гг.).

 

Малоазийцы праздновали Пасху вместе с иудейской Пасхой 14 числа еврейского месяца нисана (месяц нисан имел продолжительность 29, или 30 дней, и совпадал с периодом с марта по апрель), и именно поэтому они назывались «Сорок десятых» (Τεσσαρεσκαιδεκατήτες). Напротив, римляне праздновали Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Поскольку существовала опасность раскола, священномученик Поликарп около 154 г. отправился в Рим, чтобы обсудить этот вопрос с Папой, но решения принято не было. Решение дал I Вселенский Собор (325 г.), определивший соборно и абсолютно обязательное для всех Церквей время совместного празднования этого величайшего праздника. Как известно, временем празднования назначалось первое воскресенье после первого полнолуния, после весеннего равноденствия, с необходимым условием, чтобы ему предшествовало празднование иудейской Пасхи. 1-й Правило Антиохийского собора (341), сохраняющее букву и дух утерянного текста соответствующего правила Ι Вселенского собора, прямо подчеркивает вышеуказанное условие: «(не) после того, как иудеи празднуют Пасху».[1] О том, что нельзя праздновать Пасху вместе с иудеями говорит также и Послановление святых Апостолов: «Итак вы, братья, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия…не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении…» (Постановления Апостольские кн. 5. 17)[2]

   Поводом для данного нашего заявления послужила взятая нами статья из газеты «ΚΑΘΗΜΕΡΙΝΗ», (9.4.2017)», Η ΕΑΡΙΝΗ ΠΑΝΣΕΛΗΝΟΣ ΚΑΙ Ο ΕΟΡΤΑΣΜΟΣ ΤΟΥ ΠΑΣΧΑ («ВЕСЕННЕЕ ПОЛНОЛУНИЕ И ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ») выдающегося астрофизика г-на Д. Симопулоса, бывшего директора планетария Евгенидей. По словам профессора: "11 апреля наше небо украсит первое весеннее полнолуние, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия. По этой причине ведь все христианские Церкви (в том числе и Православная в этом году) будут праздновать Пасху в следующее воскресенье, так как следуют постановлению Первого Вселенского Собора, созванного Константином Великим в 325 году по Р. Х. в Никее Вифинской.». Затем он приводит отрывок из сочинений блаженного архиепископа Афинского господина Христодулу, который указывал на то, что: «…тот факт, что Первый Вселенский Собор, желая установить день празднования Пасхи, не установил месяца и дня по Юлианскому календарю, но он установил за фиксированную основу расчета весеннего равноденствия, т.е. даты во время празднования он определял не по календарю, а астрономически, и это потому, что обычно интересна не дата, а равноденствие». И он продолжает: «Чтобы поэтому найти дату Пасхального праздника данного текущего года, достаточно знать дату первого весеннего полнолуния, а затем найти первое воскресенье, следующее за этим полнолунием. Иными словами, разница в праздновании Пасхи, которая обычно существует между православными и западными христианами, не касается каких-то вероучительных вопросов христианской религии.

Здесь профессор не точен. Надо учитывать не только весеннее равноденствие и полнолуние, но и непразднование христианином еврейской Пасхи, а также непразднование христианином перед Пасхой иудейской. Тем не менее, он говорит о цикле Метона и о разнице между празднованием Православной Пасхи и папской Пасхи: «Греческая Православная Церковь, хотя, как мы уже говорили, приняла новый Григорианский календарь для фиксированных праздников с 1924 года, она по-прежнему и сегодня использовать Юлианский календарь, а также цикл Метона для определения даты Пасхи. Очень часто вместо того, чтобы праздновать Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, мы празднуем ее после второго весеннего полнолуния. Иногда мы даже празднуем его во второе воскресенье второго весеннего полнолуния, а не в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, как это было определено Никейским собором. Результатом всего этого является факт различия, которое обычно имеют Восточная и Западная Церкви в праздновании Пасхи».

И на данном случае мы считаем, что профессор не точен. Наша Православная Кафолическая Церковь празднует Святую Пасху именно соответственно решению Первого Вселенского Собора, адаптированному к Юлианскому календарю, после недопустимого календарного изменения 1924 года. Пасху оставили нетронутой, потому что если бы ее коснулись, то это не только создало бы праздничное разделение и в передвижные праздники, но это также нарушило бы решение Первого Вселенского Собора. Напротив, Запад в 16 веке (1582 г.) при Папе Григории XIII принял новый календарь (Григорианский), который заменил ошибочный юлианский календарь в отношении весеннего равноденствия. По Юлианскому календарю весеннее равноденствие смещалось на один день каждые 128 лет, что нежелательно, а по Григорианскому — весеннее равноденствие смещалось лишь на один день каждые 3300 лет. Католики, однако, вместе с изменением календаря включили и Пасхальное правило, что противоречит соответствующему Канону Первого Вселенского Собора. И это потому, что с тех пор перестали отмечать иудейскую Пасху. Пасху празднуют ежегодно в первое воскресенье после первого полнолуния дня весеннего равноденствия, но без учета того, предшествовало ли ему празднование иудейской Пасхи. А поскольку более поздние раввины также изменили старую иудейскую Пасху, то в результате латинская Пасха часто предшествует еврейской Пасхе, что противоречит определению Первого Вселенского собора, которое предусматривает празднование христианской Пасхи всегда после иудейской.

Конечно, мы знаем, что существует проблема с неправильным юлианским календарем, а также проблема, связанная с циклом Метона. Однако для нас, православных, даже в передвижные праздники и, конечно же, в Пасху, приоритетом по календарной точности является праздничное единство всех Православных Церквей. Святитель Иоанн Златоуст предпочитает ради единения и верного соблюдения святых синодальных постановлений праздновать Пасху даже с неправильной датой: «Везде мы следуем Церкви с точностью, предпочитая всем любовь и мир. Хоть и была вина Церкви, но это не столько подвиг лет точности, сколько преступление этого разделения и раскола... Точности Церковь не видела и годами. Но потому, что, несмотря на начало, он прославил народ, который разделился и собрался вместе, и в этот день Ты назначил, повсюду чтя согласие и любя единство, то и было продемонстрировано повеленное» (О первом пасхальном посте, П.Г. 48870-872).

Поводим также является сообщение пресс-службы «Священного Синода Католической Иерархии Греции», который был опубликован в газете «Католика» (30-3-2016) с заголовком: «Почему в этом году такая большая разница в праздновании Пасхи?». В заявлении делается попытка показать, что наша Православная Церковь следует неправильной Пасхе и что «Восток правильно празднует Пасху, по букве и духу Первого Вселенского Никейского Собора, только тогда, когда он празднует вместе с Западом». За исключением того, что в заявлении не говорится всей правды, потому что, как мы объясним ниже, происходит прямо противоположное. Когда Пасха нашей Церкви совпадает с Пасхой папистов, то они празднуют в нужное время, по букве, но и духу Первого Вселенского Собора!

   Наша Православная Кафолическая Церковь празднует Святую Пасху именно согласно определению Первого Вселенского Собора, адаптированному к Юлианскому календарю, после недопустимого календарного изменения 1924 года. Пасху оставили нетронутой, потому что если бы ее коснулись, то это не только создало бы эортологическое разделение и в передвижные праздники, но это также нарушило бы решение Первого Вселенского Собора. Напротив, Запад в 16 веке (1582 г.) при Папе Григории XIII принял новый календарь (Григорианский), который заменил ошибочный Юлианский календарь в отношении весеннего равноденствия. По Юлианскому календарю весеннее равноденствие смещалось на один день каждые 128 лет, что нежелательно, а по Григорианскому — весеннее равноденствие смещалось лишь на один день каждые 3300 лет. Католики, однако, вместе с изменением календаря включили и Пасхальное правило, что противоречит соответствующему Правилу Первого Вселенского Собора. И это потому, что с тех пор перестали отмечать иудейскую Пасху. Пасху празднуют ежегодно в первое воскресенье после первого полнолуния дня весеннего равноденствия, но без учета того, предшествовало ли ему празднование иудейской Пасхи. А поскольку более поздние раввины также изменили старую иудейскую Пасху, в результате латинская Пасха часто предшествует иудейской Пасхе, что противоречит определению Первого Вселенского собора, которое предусматривает, что христианская Пасха всегда празднуется после еврейской. В сообщении пресс-службы «И. Синод Католической Иерархии Греции» об этом важном аспекте ничего не упоминается. Умалчивается и тот факт, что в этом году празднование еврейской Пасхи состоялось 23 апреля, и поэтому Православная Церковь правильно отмечала Пасху после иудейской 1 мая, а латиняне неправильно и в нарушение срока определенного Первым Вселенским собором, совершая его до иудейской Пасхи.

     Конечно, мы знаем, что существует проблема с неточным Юлианским календарем (Об этой неточности прекрасно были осведомлены составители Александрийской Пасхалии в начале 4 столетия. О чем своей статье об Александрийской Пасхалии подробно сообщает свт. Мелетий Пигас, патриарх Александрийский в 16 столетии). Но для нас, православных, в отношении календарной точности приоритетным является праздничное единство всех Православных Церквей, даже в передвижные праздники и, конечно, на Пасху.

Святитель Иоанн Златоуст предпочитает ради единения и верного соблюдения святых соборных постановлений праздновать Пасху даже с ошибочной хронологией: «Везде мы следуем Церкви с точностью, предпочитая всему любовь и мир. Пусть даже Церковь и ошибалась, но это не столько подвиг лет точности, сколько преступление этого разделения и раскола... Точности Церковь не видела и годами. Но потому, что, несмотря на начало, он прославил народ, который разделился и собрался вместе, и в этот день Ты назначил, повсюду чтя согласие и любя единство, то и было продемонстрировано повеленное» (Εις τους τα πρώτα Πάσχα νηστεύοντας,  PG 48,870-872).

    Изменение папистами календаря и последующее изменение Пасхалии также принесли, по божественному домостроительству, положительный результат: православные не празднуют Пасху большую часть времени с папистами в один и тот же день. Это несовместное празднование находится в абсолютном согласии со Святыми Канонами и святыми Отцами, которые, как запретив совместные молитвы с еретиками, по более весомой причине запретили всякое праздничное (меж)причастие с еретиками и, следовательно, совместное празднование Пасхи. Иными словами, нерушимое условие Первой Вселенской: «(не) соблюдать Пасху после иудеев», равнозначно каноническому и отеческому повелению: «не следовать еретикам-инославным при совершении Пасхи».

   Сказанное выше, конечно, не означает, что мы ставим под сомнение научно-астрономическую обоснованность наблюдений профессора. Просто профессор видел вопрос только со строго научной точки зрения, а дело имеет и экклезиологическое измерение, о котором, естественно, профессор не знает, но которое (экклезиологическое измерение) весьма существенно, согласно тому, что указывает святитель Иоанн Златоуст, как мы видели раньше.

В заключение хотим обратить внимание верных людей Божиих, когда они читают подобные публикации, которые зачастую не отражают мнения Церкви, поскольку рассматривают вещи однобоко, прибегать к помощи Церкви. Наша Святая Церковь через благочестивых Отцов решила эти проблемы и следует не предложениям каждого учёного, а интересу спасения церковного народа. Конечной целью и делом Церкви является не служение науке и истории (которое она полностью уважает), а служение спасению людей, которого мы все должны желать. В этом отношении празднование Пасхи является для нас праздником победы над нашей смертью, смертью греха и ветхого человека, со смертью Господа нашего и началом нашей новой жизни, освещенной вечным светом. Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему наша Церковь настаивает на том, чтобы показать нам огромную разницу между нашей собственной Пасхой и иудейской Пасхой, которая является далеким воспоминанием об чудесном освобождении израильского народа из плена в Египте, тенью и слабым прообразом нашей собственной вечной и спасительной христианской Пасхи.

Из Отдела по сектам и парарелигиям

https://aktines.blogspot.com/2017/04/blog-post_250.html

 


[1] (μη) μετά Ιουδαίων επιτελείν το Πάσχα

[2] «Διαταγές των Αποστόλων»: «Δει υμάς αδελφοί τους τω Χριστού εξηγορασμένους τιμίω αίματι, τας ημέρας του Πάσχα ακριβώς ποιείσθαι μετά πάσης επιμελείας μετά τροπήν ισημερινήν…μηκέτι παρατηρούμενοι μετά ιουδαίων εορτάζειν. Ουδεμία γαρ κοινωνία  ημίν νυν προς αυτούς…» (Ε΄ 17, ΒΕΠΕΣ 2,89)



Подписка на новости

Последние обновления

События