Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.) 

Омилія 15. Въ недѣлю Ваій
 [1].
 
 
 
 

Во время пріятно послушахъ тебе, и въ день спасенія помогохъ ти (Ис. 49, 8), сказалъ Богъ чрезъ Исаію. Поэтому хорошо будетъ сегодня обратить къ вашей любви слова апостольскія: Се время благопріятно, се день спасенія: отложимъ убо дѣла темная, и облечемся во оружіе свѣта. Яко во дни благообразно да ходимъ (2 Кор. 6, 2; Рим. 13, 12), — такъ какъ приближается память спасительныхъ Страстей Христовыхъ, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (побѣдная награда) за безстрастіе, начало будущаго вѣка. Сіе возвѣстилъ Лазарь, восходящій изъ среды находящихся въ аду; по единому велѣнію и слову Бога, имѣющаго власть надъ жизнью и смертью, четверодневный возсталъ отъ мертвыхъ. И, по наитію Божественнаго Духа, дѣти и беззлобный народъ предвоспѣваютъ Того, Кто избавляетъ отъ смерти, возводитъ души изъ ада, даруетъ вѣчную жизнь душѣ и тѣлу. И если кто желаетъ жизни и хочетъ видѣть благіе дни, да удержитъ (онъ) языкъ свой отъ зла и устне свои, еже не глаголати льсти. Да уклонится отъ зла, и сотворитъ благо (Псал. 33, 13-15). Зломъ же является чревоугодіе, пьянство и распущенность; зло — это сребролюбіе, алчность и несправедливость; зло — это тщеславіе, дерзость и гордыня. Пусть же уклонится каждый отъ таковыхъ золъ и да сотворитъ благо. А что есть благо? — Это — воздержаніе, постъ, цѣломудріе и праведность, милосердіе и великодушіе, любовь и смиреніе, лишь при наличіи коихъ мы сможемъ достойно соучаствовать закланному за насъ Агнцу Божіему и тѣмъ пріять залогъ безсмертія, который да сохранимъ съ твердой надеждой на обѣщанное намъ на небѣ наслѣдіе. Но, быть можетъ, ты скажешь, что добро трудноисполнимо и что добродѣтели болѣе тяжки, чѣмъ злыя дѣла. — Я не смотрю такъ: ибо больше непріятностей переноситъ отъ самого себя пьяница, нежели воздержный, и распутникъ, нежели цѣломудренный; алчущій богатства, нежели живущій тѣмъ, что есть; и желающій пріобрѣсти себѣ славу, нежели тотъ, кто проводитъ время въ неизвѣстности. Но такъ какъ, изъ-за нашей любви къ наслажденіямъ, добродѣтели кажутся намъ болѣе тяжелыми, чѣмъ злыя дѣла, то будемъ удерживать самихъ себя: Царство небесное силою берется, — говоритъ Господь, — и употребляющіе усиліе восхишаютъ его (Матѳ. 11, 12).

Итакъ, чтобы отстранить отъ своей души дурныя похоти и вмѣсто нихъ ввести порядокъ добродѣтелей, всѣмъ намъ — и знатнымъ и простымъ, и князьямъ и подвластнымъ, и богатымъ и бѣднымъ — необходимы разсудительность и трезвеніе. И земледѣлецъ и кожевникъ, и строитель, и портной, и ткачъ, и вообще всѣ тѣ, кто своими стараніями и трудами рукъ своихъ добывають себѣ на жизнь, воистину — блаженны, если только отвергнутъ отъ души своей похоти богатства, славы и наслажденія, ибо они — нищіе духомъ, которыхъ есть Царствіе Небесное, почему о нихъ и сказалъ Господь: Блажени нищіи духомъ. Нищіе духомъ — это тѣ, которые скромно, безъ заносчивости и не ища наслажденій для души или разума переносятъ нищету либо волею, либо въ благородномъ расположеніи духа, хотя и по неволѣ терпятъ бѣдность. Богатые же и наслаждающіеся, и услаждающіе себя временной славой, и всѣ тѣ, кто воспринимаетъ въ свою душу пожеланіе подобныхъ вещей, находятся близь болѣе страшныхъ страстей и впадаютъ въ бóльшія, болѣе многочисленныя и отвратительныя ловушки діавола. Ибо страсть обогащаться не оставляетъ обогатившагося, но она еще хуже возрастаетъ, требуетъ еще бóльшаго, чѣмъ прежде. Таковы же — и похотливецъ, и жадный, и распутный, и невоздержный — еще хуже становятся ихъ пороки, а не отвергаются ими. Находящіеся же у власти и въ славѣ къ тому же имѣютъ силу для совершенія еще бóльшихъ неправдъ и беззаконій.

Поэтому трудно спастись находящимся у власти и богатому войти въ Царство Небесное, Како вы можете вѣровати въ Мене, славу отъ людей пріемлюще, и славы яже отъ единаго Бога не ищуще — говоритъ Господь (Іоан. 5, 44). Но пусть не тревожится тотъ, кто богатъ и знатенъ или кто является княземъ, ибо онъ можетъ, если захочетъ, искать славу отъ Бога, и удержавъ себя и положивъ конецъ дѣланію дурного, можетъ совершать великія добрыя дѣла и искоренить великія преступленія не только изъ самого себя, но и изъ многихъ другихъ, кто самъ не желаетъ сдѣлать это. Онъ можетъ поступать по правдѣ и цѣломудренно не только самъ, но и можетъ удерживать многими способами также того, кто хочетъ жить распущенно и неправедно; можетъ не только себя сдѣлать покорнымъ Евангелію Христову и его словамъ, но также и дерзкихъ покорить Христовой Церкви и управляющимъ ею о Христѣ, дѣйствуя не только силою и властію, которую принялъ отъ Бога, но — и своимъ собственнымъ примѣромъ во всѣхъ добрыхъ дѣлахъ — для меньшихъ его, ибо подвластный подражаетъ владыкѣ.

Всѣмъ нужны стараніе, усиліе и внимательность, но не всѣмъ въ равной степени, потому что для тѣхъ, кто облеченъ въ славу, богатство и власть и кто усердно прилежитъ къ наукамъ и обладанію мудростью, усилія и старанія нужны въ бóльшей мѣрѣ, если желаютъ спастись, такъ какъ стали они какъ бы болѣе неукротимыми.

Изъ Евангелія Христова, читавшагося вчера и сегодня, это становится очевиднымъ. Ибо, когда совершилось чудо надъ Лазаремъ и когда Христосъ совершенно ясно явилъ, что Онъ есть Богъ, то народъ убѣдился и увѣровалъ, а нѣкоторые князья, т. е. книжники и фарисеи, настолько были далеки отъ вѣры, что безразсудно замышляли противъ Него злое и, по безумію, желали предать смерти Того, Кто и чрезъ то, что сказалъ, и чрезъ то, что сотворилъ, явилъ себя Господиномъ жизни и смерти. Ибо развѣ не всякій сказалъ бы, что они легко могли бы понять, что Онъ равенъ Отцу: когда Христосъ возвелъ очи на небо и сказалъ: Отче, хвалу Тебѣ воздаю, яко услышалъ еси Мя. Ибо Онъ Самъ поясняетъ тогда же: Азъ вѣдяхъ, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрестъ рѣхъ, да вѣру имутъ, яко Ты Мя послалъ еси (Іоан. 11, 41-42). Для того, чтобы они знали, что Онъ равенъ Богу, является отъ Отца и ни въ чемъ не противится Ему, но по волѣ Отца творитъ чудеса, Онъ возвелъ Свои очи къ Отцу передъ всѣми и обратился съ этими словами къ Нему, чтобы они поняли, что Онъ, Говорящій на землѣ, равенъ Наивысшему Отцу, Который на небесахъ. Ибо совѣщаніе предшествовало, какъ началу творенія имѣющаго придти въ бытіе человѣка, такъ и нынѣ — возсозданію человѣка въ лицѣ Лазаря. Но тамъ, намѣреваясь создать человѣка, Отецъ сказалъ Сыну: Сотворимъ человѣка, и Сынъ послушалъ Отца, и такимъ образомъ человѣкъ пришелъ въ жизнь. Здѣсь же, нынѣ, когда говорилъ Сынъ, послушалъ Отецъ, и такимъ образомъ Лазарь ожилъ. Видите ли вы здѣсь равную честь и равный совѣтъ? Образъ молитвы былъ ради присутствующаго народа, но слова ея были словами не моленія, но власти и самодержавія: Лазаре, гряди вонъ, — и немедленно четверодневный мертвецъ предсталъ Ему живымъ, такъ что не были ли единымъ: велѣніе Живущаго и молитва Животворящаго? Онъ воскликнулъ гласомъ великимъ, и это было ради предстоящихъ, ибо Онъ могъ не только умѣреннымъ голосомъ и одной только волею воскресить его, но и тогда, когда былъ далеко и когда лежалъ камень на гробѣ. Но Онъ пришелъ ко гробу и сказалъ присутствующимъ, и тѣ отняли камень и почувствовали смрадъ (разложенія), и Онъ воззвалъ великимъ гласомъ, и призвалъ его, и тогда-то тотъ воскресъ; все это для того, чтобы чрезъ собственные глаза, ибо, предстоя гробу, они видѣли, и чрезъ собственное обоняніе, ибо они обоняли смрадъ мертвеца, такъ какъ онъ былъ четверодневный, и чрезъ собственное осязаніе, ибо они собственными руками дотрагивались сначала до камня, отнимая его отъ гроба, потомъ до плащаницы и до сударя на головѣ, развязывая ихъ, и чрезъ собственное слышаніе голоса Господня, который достигъ до слуха всѣхъ, — они всѣ познали и увѣровали, что Онъ — Тотъ, Кто призываетъ сущее изъ несущаго (Рим. 4, 17), Кто носитъ все словомъ силы Своей и Кто все въ началѣ однимъ словомъ изъ несущаго сотворилъ въ сущее.

Такимъ образомъ, вслѣдствіе всего случившагося, простой народъ увѣровалъ въ Него такъ, что не только возымѣлъ вѣру въ молчаніи, но сталъ и проповѣдывать и дѣломъ и словомъ Его Божество. Ибо послѣ воскресенія четверодневнаго Лазаря, Господь, найдя осля, заранѣе приготовленнаго Учениками, какъ говоритъ Евангелистъ Матѳей (21, 1 сл.), и сѣвъ на него, вошелъ въ Іерусалимъ, согласно пророчеству Захаріи, предрѣкшаго: Не бойся, дщи Сіоня; се Царь твой грядетъ тебѣ праведенъ и спасаяй, Той кротокъ и всѣдъ на подъяремника и жребца юна (Зах. 9, 9). Пророкъ этими словами явилъ, что этотъ пророчествованный Царь и является единственнымъ истиннымъ Царемъ Сіона. Ибо Царь твой, говоритъ онъ, не является страшнымъ для взирающихъ и не жестокимъ какимъ-либо и творящимъ зло, ведущимъ за собою щитоносцевъ и мечниковъ, или множество пѣшихъ воиновъ и всадниковъ, живущій алчностью и требующій податей и налоговъ, рабства и служенія, которые и низки и вредны, но знакъ Его — смиреніе, бѣдность и скромность, ибо Онъ входитъ, сидя на ослѣ, не ведя за собой никакой человѣческой толпы. Поэтому, Онъ — Единый праведный Царь, спасающій въ праведности; и Онъ — кротокъ, имѣющій нарочитую кротость, какъ Самъ Господь говоритъ о Себѣ: Научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). Итакъ, воскресивъ Лазаря изъ мертвыхъ, Царь, возсѣвъ на осля, вошелъ такимъ образомъ въ Іерусалимъ; всѣ же люди: дѣти, мужчины, старцы, постилая свои одежды и взявъ финиковыя вѣтви, что является символомъ побѣды, — немедленно притекли къ Нему, какъ къ Животворцу и Побѣдителю смерти, простерлись ницъ, а затѣмъ послѣдовали за Нимъ, не только внѣ города, но и въ самое святое мѣсто, въ согласіи воспѣвая: Осанна Сыну Давидову, осанна въ вышнихъ. Хвалебная же пѣснь «Осанна» возсылается Богу, ибо въ переводѣ она означаетъ: «Спаси Господи». Присовокупивъ же въ вышнихъ, они показали, что Онъ не только на землѣ и не только отъ людей, но и на небесахъ воспѣвается небесными Ангелами. Воспѣвая же Его такъ, они только возвѣщаютъ Его Богомъ, но противоборствуютъ также зловѣтному и богоборческому замыслу книжниковъ и фарисеевъ и убійственнымъ предлогамъ, выдвигаемымъ ими. Ибо тѣ безумно говорили о Немъ: Нѣсть Сей Человѣкъ отъ Бога, и поелику много знаменій творитъ, если не возмемъ и не убьемъ Его, то всѣ увѣруютъ въ Него, и придутъ римляне и возмутъ мѣсто и языкъ нашъ (Іоан. 11, 47-48). Что же говоритъ народъ? — Благословенъ грядый во имя Господне, являя этимъ, что Онъ — Сущій отъ Бога и Отца и пришедшій во имя Отца, какъ и Самъ Господь говорилъ о Себѣ: Азъ пріидохъ во имя Отца Моего, отъ Бога изыдохъ, и иду (Іоан. 5, 43; 16, 27-28). Подъ изрѣченіемъ же: Благословенно грядущее Царство Отца нашего Давида, подразумѣвается такое царство, въ которое, по пророчеству, предназначено вѣровать и язычникамъ, и особенно — римлянамъ [2]. Ибо этотъ Царь — не только надежда Израиля, но и чаяніе язычниковъ, согласно пророчеству Іакова, «привязуяй къ лозѣ жребя свое», т. е. покаряющій Себѣ народъ отъ іудеевъ, и — къ винничію жребца осляте своего (Быт. 49, 11). Вѣточки же винограда — это Ученики Господа, которымъ Господь сказалъ: Азъ есмь Лоза — вы же рождіе (Іоан. 15, 5). Чрезъ рождіе же это Господь присоединилъ къ Самому Себѣ жребца осляти Своего, т. е. Новый Израиль изъ язычниковъ, по благодати ставшій сынами Авраама. Если же это Царство является надеждой и язычниковь, то, — они какъ бы сказали, — зачѣмъ намъ, вѣрующимъ вь Него, бояться римлянъ?

Итакъ, не умомъ, но по понятію беззлобія [3], младенствуя, одухотворенные Святымъ Духомъ, они возслали Господу совершеннѣйшій и полнѣйшій гимнъ, свидѣтельствуя, что Онъ, какъ Богъ, оживотворилъ четверодневнаго мертвеца Лазаря. А книжники и фарисеи, видя таковыя чудеса и тѣхъ отроковъ, воспѣвяющихъ въ храмѣ и говорящихъ: Осанна Сыну Давидову, вознегодовали и сказали Господу: Слышиши ли, что сіи глаголютъ? (Матѳ. 21, 16). Какъ хорошо могъ бы имъ сказать Господь: «Неужели вы не видите, не слышите, не разумѣете?!» — Поэтому Онъ, Принимающій подобающее воспѣваніе, обратившись къ тѣмъ, кто Его порицалъ, могъ бы сказать: Да, невидимымъ образомъ Я слышу тѣхъ, кто разсуждаетъ обо Мнѣ, а также и тѣхъ, кто воспѣваетъ Меня, но если сіи умолчатъ, каменіе возопіетъ. Вы же до сихъ поръ не познаете пророчества: Изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершу хвалу. — Ибо это было великимъ чудомъ, что и простецы, и дѣти, и невѣжды, совершеннымъ образомъ богословили воплотившагося ради насъ Бога, воспріявъ на уста ангельскій гимнъ. Ибо какъ Ангелы на Рождество Господа воспѣли: Слава въ вышнихъ Богу и на землѣ (Лук. 2, 14), такъ и эти нынѣ, при входѣ его въ Іерусалимъ воспѣли подобный гимнъ, говоря: Осанна Сыну Давидову, осанна въ вышнихъ.

Но, братіе, будемъ и мы беззлобными какъ младенцы [4], — и юноши и старцы, а равно — князи и подвластные, — чтобы намъ, будучи укрѣпленными Богомъ, пріять трофей и нести символъ побѣды не только надъ дурными страстями, но и надъ невидимыми и видимыми врагами, и чтобы благодатію Слова обрѣсти благовременную помощь. Потому что, то, единое только, юное жребя, на которое ради насъ Господь удостоилъ возсѣсть, предъобозначало покореніе Ему народовъ, среди которыхъ и мы всѣ находимся, какъ князья, такъ и подвластные. Какъ во Христѣ Іисусѣ, какъ говоритъ Божественный Апостолъ, нѣсть мужескій полъ ни женскій, ни Эллина, ни Іудея, но всѣ — едино, такъ въ Немъ, нѣтъ ни князей ни подвластныхъ, но — по Его благодати мы всѣ вѣрою въ Него являемся единымъ; заключаемся въ Тѣлѣ Его Церкви, имѣя одну Главу — Его; и во единый духъ мы собраны благодатію Всесвятаго Духа; и единое крещеніе мы всѣ воспріяли; и единая во всѣхъ надежда; и единъ нашъ Богъ, надъ всѣми, и чрезъ всѣхъ, и во всѣхъ насъ. Итакъ, возлюбимъ другъ друга, и примемъ другъ друга, и позаботимся другъ о другѣ, какъ являющіеся сочленами другъ для друга. Ибо знакъ, по которому насъ познаютъ, что мы Его ученики, — это любовь, и отеческое наслѣдіе, которое Онъ намъ оставилъ, исходя изъ этого міра, — любовь. И послѣднее увѣщаніе, которое Онъ намъ далъ, восходя къ Своему Отцу, утверждаетъ любовь нашу другъ къ другу. Будемъ же стараться слѣдовать Отеческому увѣщанію и не отвергнемъ Его наслѣдія, ни знаменія [5], которое Онъ намъ далъ, чтобы этимъ не отвергнуть намъ — ни сыновства, ни благословенія, ни ученичества въ отношеніи Его, и такимъ образомъ, чтобъ не случилось намъ отпасть отъ возлагаемой надежды и исключить себя изъ духовнаго невѣстника. Но какъ прежде Страстей Спасителя, на пути въ Іерусалимъ сходящему Господу постилали свои одежды не только народъ, но, воистину, и Князи народовъ (я говорю объ Апостолахъ Господа), такъ и мы, и князья и подвластные, постелимъ эти присущія намъ одежды, именно — нашу плоть, покаряя ее желанія духу; чтобы не только удостоиться намъ видѣть и поклониться Спасительнымъ Страстямъ Христовымъ и Святому Воскресенію, но также насладиться и участіемъ съ Нимъ. Аще бо сообразни быхомъ, — говоритъ Апостолъ, —подобію смерти Его, то и воскресенія, конечно, будемъ» (Рим. 6, 5), которое да будетъ намъ всѣмъ встрѣтить — благодатію и человѣколюбіемъ Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе со Безначальнымъ Его Отцемъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Homilia XV. Dieta in Dominica Palmarum. P. G. 151 col: 177-188. 
[2] Лат. пер. и особенно іудеямъ — вѣроятно согласно разночтенію. 
[3] Оригиналъ: въ злѣ младенствуя
[4] Оригиналъ: младенствовать во злѣ. Т. е. бытъ беззлобными, какъ младенцы. 
[5] Лат. пер. царства, по такое чтеніе ошибочно. 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 145-152. 



Подписка на новости

Последние обновления

События