Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Серафим Пирейский: «Пасхальный канон не может быть изменен, потому что это является хулой на Духа Святого. Сослужение с признанными еретиками, придерживающихся ереси, канонически невозможно»

 

Пирей, 15 апреля 2024 г.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

СВЯЩЕННОЙ ПИРЕЙСКОЙ МИТРОПОЛИИ

ОТНОСИТЕЛЬНО ПАСХАЛЬНОГО КАНОНА-ПРАВИЛА. МОЖНО ЛИ ЕГО ИЗМЕНЯТЬ?»

 

Άστραψε και βρόντηξε» ο Μητροπολίτης Πειραιώς Σεραφείμ για τον Στέφανο  Κασσελάκη - Newsbomb - Ειδησεις - News

 

«Все дерзающие нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего императора Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще бо́льшим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах.

Если же кто-либо из предстоятелей Церкви – епископ, или пресвитер, или диакон – после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же лишаются и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство».

 

Первое Священное Правило местного Синода в Антиохии (341 г. н.э.), частично утвержденное 2 Священным Правилом VI Вселенского Собора (691 г. н.э.).

 

«Толкование

Настоящее правило отлучает тех мирян, которые преступают установление[1] и определение о празднике Пасхи, изданное I Вселенским собором в присутствии Константина Великого (именно определение о том, что Пасха должна праздноваться после равноденствия и не одновременно с иудеями), и не просто преступают его, но и с упорством ему противятся. А епископов, пресвитеров и диаконов, которые преступят это определение, приводя в смятение Церковь, и дерзнут отпраздновать Пасху вместе с иудеями, правило извергает и отрешает как от всякого священнического священнодействия, совершаемого внутри алтаря, так и от всяких иных внешних почестей, подобающих священнослужителям (т. е. права именоваться священнослужителями, сидеть вместе с иереями и, кратко сказать, от права совершать действия вне алтаря[132], по Вальсамону, о чем см. Анкир. 1, 2 и Неокесар. 9), поскольку такие и самим себе повредили этим нарушением, и других побудили преступить определение. Правило извергает не только таких нарушителей из числа священнослужителей, но и священнослужителей, вступивших с ними в общение.

[1] О том, что определение о Пасхе вынес Ι Вселенский собор, свидетельствует и само послание Никейского собора александрийцам, которое находится в 1 кн, гл. IX «Истории Сократа». Оно гласит: «Благовествуем вам о согласии в вопросе о праздновании святейшей пасхи: вашими молитвами устроено это дело…»- пр. [PG 67, 81B-84B] Свидетельствует также Епифаний в главе о 69 ереси [Epiph. Adv. Haer.69.11// PG 42, 220A]; Евсевий в «Жизни Константина» (кн.3, гл. 18 ) [PG 20, 1073C-1077A] и в «Церковной истории» (кН. 1, гл.9, или по другим источникам, 8) [Соответствие не найдено], Созомен (кн. 1, гл. 21);  Сократ (кн. 66, гл. 16 и 18).  О 70-й ереси говорит, что еретики авдиане совершали Пасху вместе с иудеями на том основании, «будто так поступала Церковь» с древних времен».

 

Боголюбивый прп. Никодим Святогорец, толкующий приведенное правило, напоминает о 7 правиле Святых Апостолов, которое после остальных 54 Апостольских правил несколько подтверждается 2 правилом VI Вселенского Собора и увещевает, что «Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон отпразднует святой день Пасхи раньше весеннего равноденствия вместе с иудеями, да будет извержен», он напоминает, что святитель Иоанн Златоуст говорит: «Церковь Христова не нашла точного времени и соблюдения дней [имеется в виду празднование Пасхи...- примеч.переводчика]. Потому что сколько раз она ест сей животворящий хлеб и пьет эту чашу, она возвещает смерть Господню и празднуется Пасха. А так на Ι-ом Соборе собрались Отцы и определили, когда должна быть Пасха, то Церковь повсюду чтила согласие и единство, она приняла то определение, которое ими было приято. Ну и латинянам, по мнению Златоуста, следовало бы также предпочесть согласие и единство Церкви более соблюдению времени и не бесчестить тех трехсот богоносных Отцов, где они узаконили это по божественному просвещению, почитая их неразумными и поносящих общую Матерь всех нашу Церковь [...] и посмотри, дорогой, как святой Златоуст называет латинян схизматиками, (с. с. сегодня у них есть отступничество и они ереси), потому что они обновили свою Пасху» (Пидалион, стр. 9, (Πηδάλιον, σελ. 9, κδ. Β. Ρηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1998)..

 

Поэтому главный вопрос, который возникает при потенциальном сомнении в Пасхальном правиле-каноне Святого Первого Вселенского Собора, — это нанесение оскорбления Богодухновенности и Святости нашей Церкви и вере в то, что в ней пребывает Благий Утешитель, Всесвятый и животворящий Дух, наставляющий ее на всякую истину, согласно неложному обещанию Его Подетеля Господа: «Егда же приидет он, Дух истины, наставит  вас на всяку итсину» (Ин. 16, 13) и противостоять неизбежным разделениям Тела Церкви новаторам Ее, оскорбляющих Ее Богодухновенности и богоносным и богочестивым защищающим Ее, как м в случае изменения Пасхального Канона-правила.

Пресс-служба «Священного Синода Католической Иерархии Греции» выпустила пресс-релиз по поводу разницы дат празднования Пасхи между Востоком и Западом, где, среди прочего, говорится, как написано в газете «Кафолики (Καθολική)» от 23 февраля 2024 года:

 

«...Запад и большая часть христианского мира во всем мире, применяя как дух, так и букву Никейского канона, празднуют в этом году Пасху 31 марта, потому что первое весеннее полнолуние приходится на 25 марта, в понедельник. Восток, следуя Юлианскому («старому») календарю празднования Пасхи с отличием от Григорианского на 13 дней, считает полнолуние 25 марта последним полнолунием зимы... поэтому он должен найти «первое» полнолуние весны по ее собственным (неправильным) расчетам. Это полнолуние приходится на 24 апреля, в среду. И все же Пасха не будет праздноваться 28 апреля, в воскресенье после полнолуния), потому что произошел еще один просчет... Восток правильно празднует Пасху, по букве и духу Первого Вселенского Никейского Собора, только тогда, когда празднует с Западом».

 

«Папство сознательно не называет основополагающий параметр для расчета: празднование Пасхи – она должна происходить после «законной фаски (Пасхи)», т. е. после иудейской Пасхи, в соответствии с расчетами Святых Отцов. В этом году "законная пасха" - 28/4 (в синагоге 22/4-30/4), у православных 5/5, а у латинян 31/3. В 2025 году "законная пасха" - 17/4 (в синагоге 12/4-20/4), а православная и латинская Пасха - 20/4. В 2026 году «законная пасха» будет 6/4 (в синагоге 1/4 -9/4), православная 12/4, а латинская 5/4. Вывод: паписты не только нарушают решение Ι Вселенский собора о Пасхе, но и зачастую празднуют ее до или одновременно с еврейской Пасхой. Солнце светит ярче, потому что Запад празднует правильно только тогда, когда следует за Востоком» (газета Ὀρθ. Τύπος, 5-4-24).

 

После Святого Первого Вселенского Собора и руководимым Святым Духом Богоносных Отцов, определение Пасхи уже не является вопросом ни астрономической точности, ни применения ошибочного цикла Метона Е или более точного астрономической эпакты е, а послушания вечного порядка Святого Духа.

Что же касается возможности совместного празднования Пасхи с признанными еретиками, на Святых Вселенских Соборах, то это представляет собой отрицание канонических рамок Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и, следовательно, Святого Духа, обитающего в Ней, вопреки предписаниям упомянутого нам ранее 7 правила святых Апостолов, который под угрозой извержения немедленно запрещает совместное празднование с иудеями и тем самым с признанными еретиками, после которых всякое соучастие с ними ведет к отлучению и отрыву от Церкви. «Если какой-либо епископ, или пресвитер, или диакон отпразднует святой день Пасхи раньше весеннего равноденствия вместе с иудеями, да будет извержен». Согласно постановлениям 43 правила святых Апостолов «Епископ, или пресвитер, или диакон, только помолившийся вместе с еретиками, да будет отлучен. Если же он позволил им совершить что-либо как клирикам, да будет извержен», а 46 правилу святых Апостолов: «Повелеваем извергать епископа или пресвитера, признавшего правильным крещение еретиков или принявшего их жертву. Ибо какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? », которые явным образом утверждаются 2 правилом VI Вселенского Собора. Нет необходимости упоминать, что так называемые антихалкидониты — это еретики, порожденные с 4, 5 и 6-го Вселенских Соборов, а римо-католики — от 8-го и 9-го Вселенских Соборов, а группы протестантов — от 3-го и 7-го Вселенских Соборов.

 

Надо было бы быть самонадеянным, чтобы считать себя «правилом толкования» Священного Писания, чтобы противоречить апостолу Павлу, призванному по дороге в Дамаск Господом, вознесшемуся на третье небо и названному устами Христовы, напоминающего нам «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11), а также названный «ученик любви» Иоанн Богослов, который приказывает в резких слова в отношении упорствующих ереси: «кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его». (2 Иоан 10-11).

Конечно, никто находящийся в здравом уме не может обвинить святых апостолов как фанатиков, человеконенавистников, фундаменталистов, потому что, как богомудрые, они знают, что обращение нечестивых не может совершаться притязаниями, притворством и общими действиями и планами, а только ясным указанием истины. Ярким примером является святой славный новомученик Константин Гидрский, принявший ислам от османов, а его овдовевшая святая мать Кира-Марина Гидрская не открыла ему двери отчего дома, когда он вернулся на свой остров, одетый в золото. И так его потрясло, что он начал путь своего спасения. Каким был бы христианский мир сегодня, если бы Православная Кафолическая Церковь вместо участия в бесконечных, «мерзских» диалогах, по мнению двадцатилетнего сопредседателя комиссии по диалогу с римо-католиками, почтенного архиепископа Австралийского г-на Стилиана , нечестивых диалогах с международными Христианские Организацими, предлагала бы обратить внимание на существенное различие и признание нечестия так называемого многообразия, хранили повеление Святых Апостолов и Богоносных Отцов и неизменно провозглашали уникальность Святейшей Церкви – Тела Христова, порицая злочестие и ересь и постоянно доказывая их отделение от Истины – Христа и призывали бы к покаянию?

 

Соответственно, Пасхальный канон-правило никогда не может быть изменен, ибо это является хулой на Духа Святого, приведшего богоносных Отцов к вечному относительному упорядочению, порядку, и действием против богодухновенности Церкви, которая учит, что Дух Святой обитает в ней, а сослужение с признанными еретиками, настаивающими на ереси и злочестии, такими, как современные антихалкидониты, католики и протестанты, обычно невозможно, потому что всякое нарушение приводит к трагическим каноническим последствиям, изменяет православное самосознание и фальсифицирует откровение Вечного. Бога, данное через Святых Апостолов, Богоносных Отцов и через Девять Вселенских Соборов, потому что величайшая обязанность всех, Духовенства и мирян, состоит в том, чтобы соблюдать непорочного наследие веры, чтобы на вопрос Господа «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8), чтобы нам иметь силы отвечать правдиво.

 

МИТРОПОЛИТ

+ Пирейскйи Серафим

Ο ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗΣ

+ Πειραις ΣΕΡΑΦΕΙΜ

Источник: https://aktines.blogspot.com/2024/04/blog-post_35.html

© перевод выполнен интренет-содружеством «Православный Апологет»2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События